«Бизнес». — 1998. — №9. — 9 марта — С. 75

Попытка — не пытка

Владельцев пластиковых карточек зовут в отечественный Интернет-магазин

3 и 4 марта в санатории «Пуща-Озерная» прошел семинар «Интернет в банковской сфере и торговле». В центре внимания оказался пилотный проект системы Интернет-коммерции. К его реализации привлечены несколько участников: компания INT – оператор системы, банк «Аваль» – эмитент и обслуживаюший банк, процессинговая компания UРС – поддержание связи с международными платежными системами (Visa, Eurocard/Мastercard и др.). В качестве торгового предприятия рискнула выступить компания МТI (она предложила орггехнику и компьютеры).

Об окупаемости системы речь пока не идет. Выступая перед журналистами, представители соорганизаторов проекта, а также Нацбанка и ГНА говорили больше о перспективах и надеждах.

Оператору система нужна как инструмент для получения прибыли. Банку-эмитенту – как стимулятор для эмиссии новых карточек. Нацбанку – как средство для уменьшения оборота наличности. Пожалуй, только для ГНА эта система –  новая головная боль, так как процедуры сбора налогов и аудита в электронной коммерции пока не определены.

Потребители заинтересованы в развитии электронной торговли. Заманчиво выбрать на экране компьютера нужный товар, заполнить электронную форму заказа, оплатить его пластиковой карточкой и ждать доставки товара.

Но хорошо, если покупатель и товар находятся в Украине. Если же они будут по разные стороны госграницы, то ни получить за товар деньги в банке, ни отправить его за границу продавец не сможет без бумажных документов. Такие же проблемы ждут покупателя, оплатившего товар, находящийся вне Украины. Какая уж тут электронная коммерция! А ведь Интернет по своей природе не знает государственных границ. И это только одно из проявлений законодательной неурегулированности процедуры электронной торговли.

Перечень сомнений можно продолжать.Они могут быть сняты только в процессе развития системы. Но ситуация с электронной коммерцией у нас является классическим порочным кругом: не развивается, так как нет спроса; а спроса нет, так как предлагать затруднительно. Реализаторы пилотного проекта надеются разорвать его, открыв свой виртуальный магазин.

возврат